Гродненская область – самая автомобилизированная в Беларуси.
Количество транспортных средств в регионе за последние 20 лет увеличилось почти вдвое. Для сравнения: в 1999 году машин было 290 000, а в 2018 эта цифра уже 547 000. При этом количество погибших в авариях уменьшилось в четыре раза. О дорожной ситуации в Гродненском регионе и о том, что изменится на дорогах, корреспондент «ГП» поговорила с начальником межрайонного отдела организации дорожного движения ГАИ УВД облисполкома Юрием Парахневичем.
57 против 223
Число автомобилей и увеличение интенсивности транспортного потока делает необходимым поиск новых решений, которые помогут спасти как можно больше жизней и предотвратить аварии, а также сделать путь автомобилистов комфортнее. Кропотливая работа в этом направлении идет постоянно, и она дает весомые результаты: в прошлом году гибель в авариях зафиксировали 57 раз, против 223 летальных случаев в 1999.
Одна из наиболее действенных мер, которая помогает снизить уровень аварийности, – совершенствование дорожной сети. Работа в этом направлении состоит из целого комплекса действий: изменение организации дорожного движения, перепланировка транспортных узлов, устройство кольцевых развязок в одном уровне и разделительных полос, строительство светофорных объектов, совершенствование работы освещения. Каждый элемент, разработанный и примененный – залог безопасной езды.
Значительно повысило безопасность движения в Гродно создание ВКМ ( городской объездной дороги, прим. автора) . Эта часть дорожной инфраструктуры перераспределила транспортные потоки и существенно разгрузила центральную часть города. Машин стало меньше, соответственно и аварийность значительно снизилась.
– Кольцевые развязки в одном уровне позволяют отказаться от искусственных неровностей и светофорного регулирования. При этом участники дорожного движения безопасно могут ехать во всех направлениях, даже левоповоротных. Например, устройство такой развязки в конце Индурского шоссе возле "Южный" рынка, в Гродно позволило забыть, что еще недавно это место было одним из самых аварийно-опасных в области. Аналогичная развязка уже проектируется на перекрестке автомобильных дорог возле деревни Коробчицы. Кроме того, кольцевые развязки малого радиуса предусмотрены в новом жилом районе по улице Лидской, – отметил начальник межрайонного отдела организации дорожного движения ГАИ УВД облисполкома Юрий Парахневич.
Уменьшить количество аварий и увеличить пропускную способность дорог помогают дополнительные полосы перед перекрестками для левых поворотов. Теперь в ходе ремонта или реконструкции улиц наличие таких полос обязательно. Их также добавляют за счет изменения дорожной разметки: ширина имеющихся полос уменьшается для того, чтобы добавить еще одну. Так было сделано на проспекте Янки Купалы, улицах Ольги Соломовой, Брикеля, Индурском шоссе.
Нередко приходится вводить ограничения для водителей и пешеходов. Естественно, что такие изменения не воспринимаются участниками дорожного движения положительно. Однако анализ эффективности таких решений показывает их обоснованность. Например, в Гродно убираются аварийно-опасные нерегулируемые пешеходные переходы.
– Так, на проспекте Космонавтов в районе «Гроднопромстроя» убрали нерегулируемый переход. Изначально это вызвало негодование у пешеходов, но рядом есть регулируемая «зебра». Путь пешехода стал немного длиннее, но принятая мера основательно понизила здесь уровень аварийности. Статистика объективна: в 2014–2016 годах на этом участке 4 пешехода получили ранения в результате наездов. После ликвидации перехода и установки пешеходных ограждений в 2017 году ДТП с пострадавшими здесь не регистрировались. Также повысилась пропускная способность проспекта, – рассказал Юрий Парахневич.
Еще одна мера – это исключение отдельных маневров на транспортных узлах. С 2015 года на перекрестке проспекта Космонавтов с улицами Антонова и Красноармейской запрещено движение в некоторых направлениях. Это было сделано из-за наличия рядом двухуровневой транспортной развязки. Поначалу часть водителей не приняла новый формат – приходилось ехать чуть дольше. Но анализ подтвердил – если раньше практически ежегодно там регистрировались аварии с тяжелыми последствиями, то после изменений они прекратились.
– Что касается аварийности в Гродно – если 10 лет назад в 2009 году на улицах областного центра погибли 23 человека, то в последующие годы эта цифра постепенно снижалась и в прошлом году сократилась до 3-х человек, – отметил Юрий Парахневич.
На М6, где это возможно, ликвидируют левые повороты
Изменения в организации дорожного движения затрагивают не только населенные пункты, но и загородные автомобильные дороги.
Транспортные потоки здесь движутся с повышенными скоростями. Как правило, одними из первых в разряд «запрещаемых» попадают маневры левых поворотов и разворотов на дорогах первой категории. Именно на таких дорогах в ДТП в прошлом году погибли 82% людей. Такие легко узнать – у них есть разделительная полоса.
Под эти ограничения попал участок дороги Минск – Гродно вблизи поселка Берегового. До ноября 2015 года его жители были свободны в маневрах при выезде из населенного пункта и заезде в него. Но аварийно-опасная ситуация вынудила закрыть разрывы в разделительной полосе на дороге Минск – Гродно. Кроме этого, проезд к Скидельскому шоссе полностью ликвидировали из-за слишком острого угла примыкания, отсутствовала и полоса разгона в направлении Гродно. К слову, интенсивность движения на данном участке дороги – 14 000 машин в день.
До введения ограничений этот участок часто попадал в хроники ДТП. Причем с погибшими и ранеными. Однако после того, как разрывы закрыли, аварий с пострадавшими не зарегистрировано.
– Естественно, что жители сначала были недовольны. Теперь левый поворот выполняется поэтапно: с правым поворотом при выезде на дорогу Минск-Гродно и последующим разворотом на транспортных развязках в разных уровнях. Мы замерили – перепробег при движении из поселка в направлении Гродно составил всего 2,8 км. Также по действующим нормативам в Беларуси расстояние между перекрестками с разрешенными левыми поворотами на дорогах с разделительной полосой должно быть не менее 2 километров, а вблизи поселка расстояние гораздо меньше, – пояснил Юрий Парахневич.
Важно найти компромисс
Результаты изменения дорожной ситуации вблизи поселка Берегового проанализировали на областной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения в январе 2019 года. Специалисты ведущих республиканских организаций, таких как «БелдорНИИ», «Белгипродор» и БНТУ, подтвердили необходимость введенных ограничений – разрывы не откроют. Но при этом комиссия приняла решение возобновить съезд на Скидельское шоссе напротив поселка, но с изменениями. Он станет уже, а угол отклонения будет безопаснее. Но возможности выехать на дорогу Минск-Гродно в этом месте не будет. Эксперты подчеркивают, что суть транспортных изменений на дорогах не только в удобстве водителей – важно предотвратить и не допустить ДТП.
Работа по ограничению левых поворотов на дороге М6 продолжится и дальше. Специалисты отметили, что маневры левых поворотов на дорогах с большим количеством полос движения всегда потенциально опасные. Например, при выезде из Берегового с поворотом налево необходимо было пересечь три полосы направления Гродно – Скидель.
– А после разделительной полосы в условиях ограниченной видимости из-за барьерного ограждения, уступить дорогу транспортным средствам, движущимся в направлении Гродно. Ограничение таких маневров на дорогах с разделительной полосой применяется во многих странах мира, и важно – это спасает жизни, – отметил Юрий Парахневич.
Также в планах реконструкции уже заложены изменения на всем протяжении дороги М6 в Гродненской области. Предусмотрена оптимизация размещения перекрестков, где разрешен левый поворот. Этот маневр по возможности будет заменяться разворотами в специально подготовленных местах или на развязках в разных уровнях, расположенных на относительно небольшом расстоянии от перекрестков.
Справочно
Согласно статистике, в 2017 году в Европейском Союзе самый низкий уровень смертности в результате ДТП был зарегистрирован в – 2,0 случая на 100 000 населения. В Швеции эта цифра составила – 2,5, в Великобритании – 2,7. В Германии этот показатель составил 3,8. Что касается наших соседей, то в Польше погибли 7,3 человека на 100 000 населения, в Литве – 6,7, Латвии – 7,0, Украине – 8,1, России – 13,2. В Гродненской области в 2017 году в результате ДТП погибли 4,8 человека на 100 000 населения, а в 2018 – 5,4 человека.