Одним из ключевых вопросов стала занятость людей с инвалидностью.
Его цель – не просто обсуждение текущей работы, а оценка того, как на
практике реализуются гарантии, закрепленные государством для людей с
инвалидностью.
– Инвалиды находятся в зоне постоянного внимания государства. Им
гарантирована материальная поддержка – пенсии, пособия, адресная помощь,
социальные услуги. Но куда важнее, чтобы помощь не ограничивалась
выплатами: она должна открывать путь к полноценной жизни, включающей
труд, образование, медицинскую и психологическую поддержку. Именно
поэтому так важно межведомственное взаимодействие, когда медики,
педагоги, социальные службы и органы занятости действуют как единое
целое, – отметила
председатель комитета по труду, занятости и социальной защите Гродненского облисполкома Ольга Седельник. Одним из ключевых вопросов стала занятость людей с инвалидностью. Труд –
это основа социальной интеграции. В области создаются новые рабочие
места, развиваются программы профессионального обучения, оказывается
поддержка тем, кто готов открыть свое дело. Благодаря этим мерам все
больше инвалидов находят работу в разных сферах – от производства и
образования до сферы услуг и социальной защиты. Среди востребованных
профессий – оператор ПЭВМ, бухгалтер, швея, специалист по работе с
клиентами. Это говорит о том, что возможности трудоустройства становятся
реальностью, а не формальностью.
В нашей области живет свыше 12,5 тысячи людей с инвалидностью
трудоспособного возраста. Из них работают свыше 7,5 тысячи. Получается,
что трудоустроены почти 60%. Область занимает третье место в стране по
уровню занятости инвалидов, уступая только Минску и минскому региону.


С 2025 года в стране действует новая система – квотирование рабочих
мест. Это значит, что определенным организациям выделяют обязательное
количество вакансий для инвалидов. В текущем году в нашей области такие
квоты получили 139 организаций на почти тысячу рабочих мест. Большая
часть вакансий уже занята.
– Вопрос занятости инвалидов решается комплексно. С одной стороны,
важно помогать самим людям – давать им информацию, обучение, возможность
адаптироваться. С другой стороны, нужна работа с работодателями: им
предоставляют компенсации за создание новых рабочих мест для людей с
ограниченными возможностями, – отметил начальник управления
государственной службы занятости населения комитета по труду, занятости и
социальной защите облисполкома Александр Соболь.
В этом году, например, на предприятии «Фильтр» ОО «БелТИЗ» создается
новое рабочее место оператора автоматических и полуавтоматических линий,
станков и установок. Для компенсации затрат на приобретение
оборудования и создание рабочего места предусмотрены финансовые средства
в сумме 52,8 тысячи рублей.

Еще одна важная тема – создание адаптивной образовательной среды.
Сегодня более 75% детей с особенностями психофизического развития в
Гродненской области учатся вместе со сверстниками. Для этого в школах
создаются специальные условия: доступная среда, индивидуальные учебные
планы, сопровождение психологов и педагогов. Все дети, которые нуждаются
в коррекционно-педагогической помощи, ее получают. Почти 77% имеют
доступ к дополнительному образованию, а раннее выявление особенностей
развития охватывает более 96% малышей. Это значит, что помощь приходит
вовремя и дает детям больше шансов на успешную социализацию.
– В Гродненской области создана система социальной адаптации и
интеграции детей с особенностями психофизического развития,
обеспечивающая равный доступ к образованию. Работают 30 учреждений
специального образования, 19 Центров коррекционно-развивающего обучения и
реабилитации, 6 специальных садов, 5 школ-интернатов. Действует свыше
1,3 тысячи программ для детей с тяжелыми множественными нарушениями.
Более 8 тысяч детей получают специальные образовательные услуги, около
17 тысяч – коррекционно-педагогическую помощь, охват составляет 100%.
Созданы интегрированные группы и классы (свыше 1300), пункты
коррекционно-педагогической помощи (около 450). Почти 77% детей с УПФР
обучаются в шаговой доступности, – рассказал
начальник главного управления образования облисполкома Руслан Абрамчик.

Для них оборудована адаптивная образовательная среда:
специализированная мебель, сенсомоторные комплексы, средства
альтернативной коммуникации, электронные ресурсы.
В системе заняты 2270 педагогов, 76% имеют первую и высшую категории.
Работают 15 ресурсных центров, и реализуются инновационные проекты.
Ежегодно обновляется материально-техническая база, закупаются
оборудование и транспорт.
Главные цели – равный доступ к образованию, своевременное выявление и
помощь детям с УПФР, их успешная социализация и подготовка к
самостоятельной жизни.
Отдельное внимание уделялось семьям, воспитывающим детей-инвалидов. За
восемь месяцев этого года проведено комплексное обследование таких
семей, чтобы определить, в чем именно они нуждаются, и не допустить
ситуаций неблагополучия.
В целом в регионе выстроена системная работа по поддержке людей с
инвалидностью, и она приносит результаты. Интеграция инвалидов в
общество – это процесс, требующий постоянного внимания, гибкости и
готовности устранять недостатки.