В зале заседаний Гродненского облисполкома в режиме видеоконференции состоялось заседание Гродненского областного координационного совета по профилактике правонарушений под руководством заместителя председателя облисполкома Виктора Пранюка.
В студиях районных исполнительных комитетов присутствовали заместители председателей районных исполнительных комитетов, курирующие вопросы социальной сферы, члены Гродненского городского, районных Ленинского и Октябрьского районов г. Гродно координационных советов по профилактике правонарушений. На заседании рассматривались два вопроса: «Об эффективности деятельности советов общественных пунктов охраны правопорядка, взаимодействие с иными субъектами профилактики (роль советов ОПОП)» и «Эффективность взаимодействия субъектов профилактики правонарушений в части принятия мер в отношении лиц трудоспособного возраста, не занятых в экономике».
На сегодня на территории области функционирует 193 совета общественных пунктов охраны правопорядка: 40 городских и 153 сельских. Именно советы ОПОП являются организационной формой объединения усилий органов местного самоуправления, добровольных дружин, работников трудовых коллективов и граждан в деятельности по охране общественного порядка и профилактике правонарушений, а также их взаимодействия с другими субъектами профилактики правонарушений.
Заместитель председателя облисполкома, председатель Гродненского областного координационного совета по профилактике правонарушений Виктор Пранюк подчеркнул важность системной работы в этом направлении:
– На уровне общественного пункта охраны правопорядка все заинтересованные должны рассматривать конкретную ситуацию в конкретной семье с конкретным человеком. Для того, чтобы была системность в этой работе, нужно видеть, что происходит с людьми – на уровне сельского Совета, смотровой комиссии, психоневрологического диспансера и врачей, школы, если у граждан есть несовершеннолетние дети. Таких людей ведь нужно еще и занять в экономике. Тут и комитет по труду, занятости и соцзащите должен предоставить рабочее место. А для того чтобы человек работал и не совершал действий асоциального плана, необходимы еще и усилия трудового коллектива, заместителя руководителя по идеологической работе и профсоюзного комитета. Поэтому очень важно подобрать руководителя общественного пункта охраны правопорядка. И если в сельской местности это чаще всего председатель сельисполкома, то в городе таких людей тяжелее найти. Это должен быть человек принципиальный, который понимает такую работу. И там, где у нас ОПОП не работает, там и проблема.Благодаря совместной работе различных служб по итогам 2022 года на территории области сохранилась положительная тенденция снижения общего количества преступлений, совершенных в общественных местах, в сфере высоких технологий, а также лицами, имеющими судимость. Произошло снижение грабежей, хулиганств, вымогательств, что является результатом совместной работы субъектов профилактики. Вместе с тем в области отмечен рост общего количества преступлений, относящихся к категории особо тяжких и тяжких, совершенных группой лиц, несовершеннолетними, а также гражданами в состоянии алкогольного опьянения.
– Участковый инспектор милиции не должен оставаться один на один с проблемами, возникающими в зоне обслуживания, только при тесном взаимодействии с председателями сельисполкомов, советами общественных пунктов, дружинниками, старостами деревень и населением можно решить любую проблему, – отметил заместитель начальника управления охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности управления внутренних дел облисполкома Александр Гележа. – Иногда представители общественности, обладая информацией о лицах, склонных к противоправным действиям, занимают позицию сторонних наблюдателей. Особое внимание стоит уделять гражданам, чего порой не происходит. А ведь в большинстве случаев в основе трагических последствий лежит пьянство.Поднимались на заседании и вопросы материально-технического обеспечения общественных пунктов охраны правопорядка.
Начальник отдела надзорно-исполнительной деятельности управления внутренних дел облисполкома Владимир Ромашко в свою очередь отметил, что к основным причинам совершения преступлений можно отнести злоупотребление граждан алкогольными напитками и их незанятость и привел такую статистику. На 1 марта органы внутренних дел области осуществляли профилактический учет в отношении 5 619 граждан, из которых более трети не работали и не учились.
– Важным рычагом воздействия в отношении тех, кто ведет асоциальный образ жизни, является направление в ЛТП. Всего за два месяца этого года в данные учреждения в области было направлено 182 человек, из которых 88 не работали, – отмечает Владимир Ромашко. – Не забываем мы и о тех, кто возвращается из ЛТП. Особое внимание уделяется трудовой и бытовой адаптации лиц, имеющих судимость, освободившихся из учреждений исправительной системы.Начальник управления государственной службы занятости населения комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома Александр Соболь рассказал об эффективности работы по оказанию содействия в трудоустройстве гражданам, не занятым в экономике. Так, в минувшем году через обращение в службу занятости пытались найти работу 23,6 тысячи жителей региона. И 80,8 процента обратившихся было трудоустроено. Особое внимание уделялось содействию в трудоустройстве лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, страдающих от алкоголизма и наркомании и других психоактивных веществ, прошедших курс лечения в условиях лечебно-трудовых профилакториев. И в этом направлении есть серьезные подвижки. В частности, из 354 обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите обратилось 354 человека, имеющих судимость, и 238 из них трудоустроено на постоянную работу. Важно, что в текущем году необоснованных отказов в приеме на работу зафиксировано не было.