Всего в регионе насчитывается более 700 объектов, имеющих историческую ценность.
Гродненская область – это не просто
географическая точка на карте Беларуси. Это живой учебник истории,
которая пульсирует в камнях королевских замков, отражается в витражах
древних храмов и шепчется в кронах вековых деревьев старинных усадеб. И
эта история не застыла во времени – она активно поддерживается и
возрождается. В 2024 году на обновление и сохранение историко-культурного наследия
было направлено свыше 13 млн рублей, в том числе около 9 млн рублей из
республиканского бюджета. Ремонтно-реставрационные работы проводились на
43 объектах. Звучит внушительно, но за этими цифрами стоит колоссальная
работа, трепетное отношение к прошлому и четкое понимание его ценности
для будущего.
История, застывшая в камне
Всего в регионе насчитывается более 700 объектов, имеющих историческую
ценность. Это археологические памятники, братские могилы, монументальные
свидетельства трагических событий Великой Отечественной войны, и,
конечно же, культовые сооружения и уникальные образцы архитектурного
мастерства.
Как рассказала начальник управления культуры облисполкома Елена
Климович, Гродненщина занимает особое место в культурном ландшафте
Беларуси. Причина – уникальная концентрация памятников архитектуры,
среди которых особо выделяются замки. И дело не только в их количестве,
но и в их истории. Расположенный на перекрестке торговых путей и
геополитических интересов, регион служил своеобразным щитом, где
возводились мощные крепости. Со временем оборонительные сооружения
превращались в роскошные резиденции, свидетельствующие о величии
магнатских родов.
Замки, усадьбы, храмы и другие исторические объекты дошли до нас в
разной степени сохранности. Словно страницы старинной книги, часть из
которых стерта временем. Но в регионе бережно хранят эту «книгу»,
стараясь восстановить каждую страницу, чтобы мы могли «прочесть» историю
своей земли.
Бережно к наследию
Системный подход к сохранению наследия, по словам Елены Климович, начал формироваться в 2000-х годах.
– Появилась первая программа «Замки Беларуси», в которую вошли в том
числе объекты Гродненской области. По каждому замку были определены меры
стратегического развития, поставлены цели и задачи, которые потом
реализовывались. Важно понимать, что это огромные объекты сами по себе,
дело не одного года. Реставрация – это не просто ремонт. Это искусство.
Это филигранное восстановление утраченных элементов, сохранение
аутентичности материалов. Это диалог с мастерами прошлого. Это медленная
и кропотливая работа, где каждый штрих имеет значение, – подчеркнула Елена Климович.
Спустя время программа «Замки Беларуси» стала частью Государственной
программы «Культура Беларуси» на 2016 – 2020 годы, затем на 2020 – 2025
годы.
–
Финансирование масштабных проектов осуществляется из различных
источников: в рамках Госпрограммы «Культура Беларуси», республиканской и
областной инвестиционных программ. Очень большую поддержку на
протяжении многих лет оказывает Фонд Президента Республики Беларусь по
поддержке культуры и искусства, который, например, выделял деньги на
реставрацию и восстановление Кревского, Гольшанского замков, Коложской
церкви, усадьбы в деревне Залесье Сморгонского района, – дополнила
начальник управления культуры.
Инвестиция в будущее
Зачем все это нужно? Зачем вкладывать миллионы в старые камни? Ответ
прост: сохранение историко-культурного наследия – это инвестиция в
будущее. Это возможность для будущих поколений увидеть, почувствовать,
понять свою историю. Это развитие туризма, создание новых рабочих мест,
повышение привлекательности региона.
Вот, к примеру, Коложская церковь в Гродно. Разве можно представить
себе город без этой жемчужины архитектуры? Обновленная деревянная часть
храма – результат кропотливой работы гродненских мастеров ОАО
«Гродножилстрой», уже стала визитной карточкой города, предметом
гордости местных жителей и восхищения туристов. Представьте только:
стену поднимали буквально по миллиметру, чтобы сохранить уникальную
конструкцию и драгоценную кровлю.
Особое место в деле сохранения и популяризации исторического наследия
занимает Августовский канал. После реконструкции, начатой в 2005 году,
когда-то забытое место превратилось в популярный туристический объект.
С апреля по октябрь здесь кипит жизнь: курсируют теплоходы,
организуются сплавы на байдарках. Канал стал площадкой для традиционных
мероприятий, таких как «Купалье», фестиваль «Августовский канал
приглашает друзей». Даже Республиканский фестиваль национальных культур
расширил свои границы и перенес часть мероприятий на живописные берега
канала. Здесь посетители могут познакомиться с белорусской культурой,
потанцевать старинные танцы, увидеть работы ремесленников.
Августовский канал – это не только развлечения, но и история. Здесь, на
линии Молотова, сохранился ДОТ, который участвовал в боях в 1941 году.
По туристическому маршруту можно пройти от шлюза Домбровка к ДОТу и
увидеть следы войны.
Из края величественных храмов в дворянские усадьбы
Именно так, шаг за шагом, год за годом, на гродненской земле бережно
восстанавливают историко-культурное наследие. За годы существования
независимой Беларуси работы по реконструкции, реставрации исторических
объектов были проведены в самых разных уголках Гродненщины.
В 2024 году в блистательной усадьбе XIX века в Залесье, где жил
композитор, дипломат, политический деятель Михал Клеофас Огинский,
например, восстановили старинные конюшни. Это здание – единственная
хозпостройка, которая дошла до нас в первозданном виде со времен
Огинского. Еще в 2018 году стены конюшни временно укрепили,
пронумеровали камни бутовой стены, частично выполнили земляные работы по
прокладке коммуникаций. Восстановление объекта финансировалось из
четырех источников.

К слову, в начале 2010-х усадьбу включили в республиканскую и областную
инвестиционные программы, были привлечены спонсорские средства. С 2012
по 2014 год провели капитальную реставрацию объекта. После масштабных
реставрационных работ удалось воссоздать усадьбу практически в том виде,
в каком она была при жизни известного владельца.
– Усадебный комплекс в Залесье большой. Это не только стайня. Это и
сам усадебный дом, беседки, словно сошедшие со страниц романтических
романов, и даже диковинная китайская беседка, которую восстанавливали в
том числе за счет фонда Президента. Впереди – реставрация мельницы, еще
одного безмолвного свидетеля минувших лет, – добавила Елена Климович.
Завершены работы по обновлению изгороди церкви-крепости в деревне
Мурованка Щучинского района. Это один из немногих в Беларуси объектов,
внесенный в предварительный Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Уникальный храм ХVI столетия похож на средневековый замок с четырьмя
башнями по углам, ведь построен как оборонительный. Решение оказалось
весьма дальновидным: в последующем церковь не раз пытались взять штурмом
во время войн. К счастью, святыня выдержала осады.
Необыкновенной красоты церковь-крепость в Щучинском районе дошла до
наших дней, практически не утратив своего первоначального вида. Однако
провести отдельные реставрационные работы было необходимо, чтобы в
последующем сохранить этот уникальный памятник архитектуры. Работы по
восстановлению церкви Рождества Богородицы начались осенью 2022 года.
За счет средств фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства восстановили фасады, крышу храма.
К декабрю прошлого года выполнили основные реставрационные работы,
запланированные на объектах Жировичского монастыря. Но впереди другие
серьезные задачи.
– Это длительный процесс, который требует исследований. Например,
Жировичская Свято-Георгиевская церковь, которая размещена на кладбище,
деревянная. Чтобы сохранить эту святыню, пришлось снимать обшивку,
изучать состояние конструкции, разрабатывать уникальные проектные
решения. Ведь главное – не создать новодел, а сохранить то, что можно
сохранить, восстановить то, что утеряно, – пояснила Елена Климович. –
Продолжаются работы по реставрации церкви святого Георгия, Явленской
церкови, которая является самым старым сохранившимся зданием монастыря.
Объекты вошли в инвестпрограмму на 2025 год.Чем Гродненщина удивляет туристов?
Благодаря усилиям государства, местных властей и частных собственников
история сохраняется, становится доступной для всех. Реставрация
памятников, вовлечение их в туристический оборот, создание новых точек
притяжения – все это делает регион привлекательным как для местных
жителей, так и для туристов.
Примеров успешной реставрации и адаптации исторических объектов к
современной жизни Гродненщины множество. Наряду со знаковыми
достопримечательностями, такими как Мирский замок, внимание уделяется и
менее известным, но не менее ценным памятникам.

Так, в деревне Плебановцы Мостовского района собственник восстановил
входную группу Свято-Троицкого костела, а в деревне Можейково Лидского
района ведутся работы по сохранению фрагментов усадьбы. Продолжаются
работы и в родовой усадьбе Воловичей в Святске. Это прекрасный пример
успешного вовлечения объекта в туристический оборот: сегодня здесь можно
не только узнать об истории рода, но и остаться на ночлег, отведать
местного крафтового пива. Усадьба принимает детские пленэры, театральные
постановки и концертные программы.

Продолжается в регионе работа по реконструкции Новогрудского замка.
Здесь уже восстановлены стены. В планах – музеефикация башни Щитовка.
Научная концепция постоянной экспозиции башни уже готова. Дело за малым –
реализовать ее. А этим займутся уже в 2025 году.
Елена Климович подчеркивает: важно не просто восстановить исторический
объект, а сделать его живым, интересным и полезным для людей. Это
требует творческого подхода, вовлечения местных сообществ и создания
привлекательной туристической инфраструктуры. И на Гродненщине эта
работа ведется успешно.
Как вдохнуть жизнь в древние камни и рассказать историю, когда
величественные стены замка почти стерты с лица земли? Гольшанский замок,
свидетель бурных событий прошлого, – вдохновляющий тому пример. История
его возрождения – это не просто реставрация, это создание живого
нарратива, в котором каждый камень рассказывает свою часть легенды.

Восстанавливать объект начали с полуразрушенной башни. Казалось бы,
едва сохранившаяся каменная громада, но именно она стала отправной
точкой, маяком, притягивающим внимание. Сегодня, посетив башню, мы
попадаем в так называемую «холодную экспозицию». Здесь представлены
артефакты, найденные в ходе археологических раскопок: фрагменты
керамики, монеты, предметы быта. Эти находки позволяют посетителю
прикоснуться к истории замка, почувствовать его атмосферу.
Следующим этапом стало строительство современного визит-центра. Здесь
можно получить базовый туристический сервис: выбрать экскурсию,
приобрести памятный подарок.
Но настоящая жизнь в замок возвращается благодаря событийному туризму.
Купалье у стен Гольшанского замка, резиденция Деда Мороза,
ориентированная на детей, – это не просто развлечения, это инструменты,
позволяющие привлечь внимание к историческому объекту, сделать его
интересным для разных поколений. Тематические костюмированные
представления, легенды о привидениях добавляют замку мистики, романтики и
делают его посещение незабываемым.
Одним из ярких примеров грамотного использования исторического объекта в
туристических целях является также Кревский замок. Несмотря на
продолжающуюся реставрацию, он уже принимает посетителей. Экскурсии
проводятся по предварительной записи, а приобрести билеты и сувениры
можно в специально оборудованном «вагончике».

Но настоящим прорывом стал фестиваль «Керамика Крева», который, в
отличие от многих других, платный. Но это не отпугивает гостей –
однодневное мероприятие собирает свыше тысячи человек, что говорит о
высокой востребованности подобного формата. Фестиваль не только знакомит
с историей замка, но и демонстрирует особенности региональной керамики.
Не меньшей популярностью пользуется усадьба в Залесье, где в выходные
дни проводится более 20 экскурсий. Сотрудники научились работать в
«конвейерном» режиме, обеспечивая постоянный поток посетителей.
Лидский замок привлекает разнообразные категории посетителей, предлагая
не только общие экскурсии, но и адаптированные программы для людей с
ограниченными возможностями.
Музеи переживают ренессанс
Гродненская область показывает, как можно эффективно использовать богатую историю региона для его развития и процветания.
2024 год стал годом впечатляющих достижений для музеев Гродненской
области. Благодаря растущему интересу к богатому историческому наследию
региона, прибыль музеев составила около 4,5 млн рублей. Значительная
часть этих средств направляется сразу же на укрепление
материально-технической базы, создание новых экспозиций и развитие
туристической инфраструктуры.
Локомотивом этого успеха является Гродненский государственный
историко-археологический музей, который в прошлом году принял более 305
тысяч посетителей. Особой популярностью пользуется Старый замок –
жемчужина Гродно, которую посетили 196 тысяч человек. В дни каникул и в
выходные спрос на посещение королевского замка был настолько велик, что
порой приходилось приостанавливать продажу билетов из-за превышения
вместимости экспозиционных залов. Заработанные средства музей направляет
на перспективные проекты, в том числе на пополнение коллекции
артефактами, необходимыми для будущих экспозиций.

Старый замок на новый лад
В настоящее время в музее активно ведется проектирование второй очереди
Старого замка. Это реставрация главной его части – дворца Стефана
Батория, где когда-то располагалось 20 залов.
– В Старом замке уже завершены натурные научные,
химико-биологические и археологические исследования. Их результаты легли
в основу проектной документации, которая в 2025 году должна быть
завершена и пройти экспертизу, чтобы можно было планировать
реставрационно-восстановительные работы в 2026 году, – рассказала Елена Климович.
Проект предусматривает создание зон, где будут экспонироваться
артефакты XV века, включая кладку стены Витовта, обнаруженную при
раскопках. В полу будут демонстрироваться археологические находки,
относящиеся к более ранним периодам. Реконструкция будет ориентирована
на XVI век, эпоху Стефана Батория, но при этом будут сохранены и
элементы XVIII века, отражающие более поздние этапы истории замка.
Подчеркивается важность сохранения аутентичности объекта.
– В ходе исследований были обнаружены заложенные оконные и дверные
проемы. Парадный вход будет расположен со стороны двора. Вопрос о
лестнице и других деталях вызвал множество споров и обсуждений на
выездных заседаниях рады по историко-культурному наследию при
Министерстве культуры. Научные конференции на базе музея стали площадкой
для обмена мнениями между учеными, историками, музейщиками и
проектировщиками. Результатом этой совместной работы стал проект
реконструкции Старого замка, который приближается к своему завершающему
этапу, – дополнила начальник управления культуры облисполкома.
Гродненская область – это живой пример того, как можно бережно хранить
прошлое и строить на его фундаменте успешное будущее. И пока бьется
сердце истории в стенах замков, церквей, костелов, у региона есть все
шансы сохранить свою уникальность и очарование. Ведь «дыхание истории» –
это то, что делает Гродненщину по-настоящему особенной.